Водный разнос // Нижнекамское водохранилище разделило депутатов и чиновников
6 октября 2005 года

Справка "Ъ". В 1990 году тогдашний Верховный совет Татарии заморозил уровень водохранилища Нижнекамской ГЭС на отметке 62 м против проектных 68 м для сохранения нескольких десятков тыс. га сельхозземель, которые могли быть затоплены разлившимся водохранилищем. В конце 90-х Татарстан вернулся к вопросу достройки сооружений водохранилища и ГЭС, которая работала на 34% от проектной мощности. В 2002 году главы правительств трех республик — Татарстана, Башкортостана и Удмуртии (их территории подпадают в зону возможного затопления) — подписали соглашение о режиме эксплуатации Нижнекамского водохранилища на уровне 63,3-63,5 м, которое ежегодно пролонгируется. Одновременно по согласованию трех сторон была создана автономная некоммерческая организация МЭКС, которая занялась распределением средств, получаемых от выработки дополнительной энергии, а также подготовкой проекта по оценке воздействия водохранилища на окружающую среду и обоснованию инвестиций в достройку сооружений Нижнекамской ГЭС и водохранилища при отметках 62, 66 и 68 м.

Как вчера сообщал „Ъ“, в минувший вторник члены экологического комитета Госсовета РТ приняли решение рекомендовать парламенту республики исключить из проекта Программы социально-экономического развития РТ на 2005-2010 годы (документ внесен в парламент правительством РТ) пункт о необходимости подъема уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС до проектной отметки 68 м. Свое решение депутаты обосновали тем, что в случае выполнения этого проекта может серьезно пострадать экологическая обстановка республики («площади мелководий увеличатся», «сдохнет последняя рыба»), а председатель комитета Ринат Абдуллин отметил, что включение этого пункта в программу следовало предварить широкими обсуждениями с привлечением специалистов, ученых и депутатов. «Без этого голосовать просто неэтично и принимать тоже», — сказал господин Абдуллин.
Вчера директор АНО МЭКС Фанис Нафиков заявил „Ъ“, что «странная» позиция экологического комитета вызывает у него «удивление, возмущение и крайнюю озабоченность». «Я считаю, что экологический комитет недостаточно вник во все аспекты этой сложной проблемы», — сказал он, пояснив, что «они (депутаты — „Ъ“) не посчитали нужным изучить и вникнуть во все те материалы, над которыми работало большое число специалистов, ученых, экологов на протяжении последних четырех лет». Фанис Нафиков отметил, что к настоящему времени подготовлен проект обоснования инвестиций в достройку сооружений водохранилища, а также проведена оценка его воздействия на окружающую среду на отметках 62, 66 и 68 м, которая доказывает, что экологическая обстановка в регионе улучшится лишь в случае эксплуатации водохранилища на его проектной отметке. «Сейчас мы имеем объект, не отвечающий требованиям санитарных норм. Что с этим делать? Спускать воду — получим болото, еще более зловонное», — сказал глава АНО МЭКС.
С ним согласен и заместитель министра экономики и промышленности РТ Фарид Туктаров. Он сказал „Ъ“, что «негативное воздействие от того, что сейчас водохранилище эксплуатируется на непроектной отметке, таково, что не позволяет говорить об экологической безопасности его работы», уточнив, что «это приводит к огромному количеству подмывов и разрушений сооружений ГЭС и водохранилища». Замминистра также добавил, что, по расчетам специалистов АНО МЭКС, в случае замораживания уровня водохранилища на нынешней отметке потребуется вложить более 35 млрд рублей для нового строительства защитных, портовых, причальных, водозаборных и других сооружений, чтобы привести в соответствие с нормативами территории влияния водохранилища. «Но это не решит проблем с мелководьем, отсутствием достаточной судопроходимости, незагруженностью ГЭС и другими негативными факторами», — сказал господин Туктаров. Кроме этого, замминистра отметил, что в июле этого года в 8 прилегающих к зоне водохранилища районах республики прошли общественные слушания, в ходе которых «проекты документов, связанных с оптимизацией уровня водохранилища, в целом были поддержаны. «Общий подход и оценка общественности были положительными», — сказал чиновник.
Пока трудно сказать, как отреагируют на решение экологического комитета другие комитеты Госсовета РТ и в целом парламент республики, но наблюдатели уже сейчас указывают на редкое наличие противоречий между исполнительной и законодательной властью. Дело в том, что пять лет назад именно власти Татарстана инициировали начало совместной работы с Башкирией, Удмуртией, а позднее и Пермской областью, (территории которых могут оказаться в зоне затопления) по обоснованию достройки сооружений Нижнекамского водохранилища до проектной отметки. Татарстану не без труда удалось убедить правительства соседних регионов в необходимости постепенного подъема уровня водохранилища. В настоящее время подготовленные по заказу АНО МЭКС материалы, связанные с достройкой сооружений Нижнекамской ГЭС и водохранилища, переданы на рассмотрение в соответствующие федеральные структуры (объект является федеральной собственностью и затрагивает интересы нескольких регионов — „Ъ“), которые после их изучения должны подготовить экспертное заключение о целесообразности осуществления проекта.
В этой связи позиция части депутатов в случае ее поддержки большинством парламентариев может поставить правительство республики не только в двусмысленную ситуацию, но в итоге свести на нет все его пятилетние усилия в этой непростой работе. Правда, скорее всего, ситуация не получит развития по такому сценарию: правительство и премьер-министр РТ Рустам Минниханов, с самого начала курирующий проект, смогут объяснить депутатам нелепость их неожиданного демарша в решающий для судьбы проекта период.

Екатерина ВОРОБЬЕВА, Татьяна КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ-Казань"